ОБЖ 192


Пожары и взрывы на взрывопожаро-опасных объектах.



Наиболее распространенными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят на взрывопожароопасных объектах экономики.

В различных отраслях экономики Российской Федерации находится и эксплуатируется около 10 тыс. взрывопожароопасных объектов.

Запомните!
Взрывопожароопасные объекты — это предприятия, на которых производят, хранят, транспортируют взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.
К ним, прежде всего, относится производство, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт как несущие основную нагрузку при доставке жидких, газообразных и взрывоопасных грузов. {Трубопроводный транспорт — это нефте- и газопроводы.)

Наиболее часто аварии со взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслевой промышленности, которые приводят к серьезным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям.

На предприятиях, производящих порох, ракетное взрывное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы, а также продукцию на их основе, возможны еще более масштабные происшествия с массовым поражением работников предприятий и населения близлежащих населенных пунктов.

Прогнозы специалистов МЧС России показывают, что при крупной аварии на подобных объектах, сопровождающейся взрывами и пожарами, может возникнуть необходимость к эвакуации свыше 20 тыс. человек.

Статистика
В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км магистральных трубопроводов, 350 тыс. км промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций.

Необходимо отметить, что основное развитие системы магистральных газопроводов, нефтепроводов пришлось на 60—70-е гг. прошлого столетия и сегодня все они в значительной мере выработали свой ресурс, что приводит к увеличению вероятности возникновения аварий при их эксплуатации.

Особую опасность в настоящее время представляют угольные шахты из-за взрывов метана, угольной пыли и пожаров. Пожары, возникающие в подземных выработках, являются наиболее тяжелыми по последствиям и часто случающимся авариям (около 33% от общего числа аварий в этой отрасли).

Внимание!
Аварии, возникающие на взрывопожароопасных объектах, характеризуются возникновением взрывов и пожаров и представляют особую опасность для населения. К поражающим факторам аварий на взрывопожароопасных объектах относятся воздушная ударная волна с образованием большого количества осколков из летающих обломков зданий и сооружений, высокая температура от горения различных веществ и материалов и загрязнения воздуха в очаге поражения продуктами горения, в том числе и угарным газом.

При взрыве на взрывопожароопасных объектах поражение людей может происходить как от прямого воздействия ударной волны, так и от летающих обломков, камней, осколков стекла и т. п. Ущерб, причиняемый ударной волной жилым и промышленным зданиям, может носить характер полных разрушений, сильных, средних и слабых в зависимости от мощности взрыва.

При полных разрушениях рушатся все элементы здания, включая несущие конструкции этажей. При сильных разрушениях обваливаются несущие конструкции и перекрытия верхних этажей, после этого здания восстановлению не подлежат. При средних и слабых разрушениях поврежденные здания могут быть восстановлены.

Возникающие в результате взрывов пожары приводят к разрушению сооружений из-за сгорания или деформации их элементов от высоких температур, к образованию различных концентраций химически опасных веществ. Поражающими факторами для людей в этих условиях являются высокие температуры, приводящие к ожогам различной степени, и наличие в продуктах горения химически опасных веществ, приводящих к отравлению различной степени.

Аварии на взрывопожароопасных объектах вызываются в основном взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями и газами и могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям.

Исторические факты

Для наглядной характеристики последствий такой аварии приведем анализ катастрофы двух пассажирских поездов, произошедшей в Башкирии 3 июня 1989 г. в результате взрыва на трубопроводе. Крупная железнодорожная катастрофа явилась следствием трагического стечения обстоятельств. Два пассажирских поезда Новосибирск — Адлер (20 вагонов) и Адлер — Новосибирск (17 вагонов), следующие в разных направлениях, в 23 ч 10 мин оказались в зоне скопившейся на местности площадью 250 га углеводородовоздушной смеси, образовавшейся в результате истечения нефтепродуктов в окружающую среду из разорвавшейся трубы трубопровода Западная Сибирь — Урал — Поволжье.

Предположительно из-за искрения токоприемников локомотива во время прохождения зоны с большой концентрацией углеводородовоздушной смеси (в ее состав входили компоненты: метан, этан, пропан, изобутан и гексан; смешавшись с воздухом, такая смесь становится взрывоопасной) возник пожар и произошел объемный взрыв1, энергия которого соответствовала энергии взрыва тротила массой около 300 т. Взрыв и возникший в результате взрыва пожар привели к массовой гибели и поражению людей двух встречных пассажирских поездов, оказавшихся в зоне образования взрывоопасной смеси нефтепродуктов.

Воздушной ударной волной от поездов было оторвано и сброшено под откос 11 вагонов (5 одного и 6 другого состава), из которых 7 полностью сгорели. Остальные 26 вагонов обгорели снаружи и полностью выгорели внутри. В поездах предположительно следовало 1284 человека, из них погибло более 780 человек.

Катастрофа явилась следствием неудовлетворительного качества строительства трубопровода и недопустимо плохого состояния контроля за его строительством со стороны заказчика и непринятием своевременных мер по устранению аварии (разрыв трубы), возникшей перед взрывом. К такому выводу пришла комиссия, расследовавшая причины катастрофы.

В настоящее время вероятность возникновения аварийных ситуаций на взрывопожароопасных объектах остается довольно высокой. Это связано прежде всего с износом основных производственных фондов1 и отсутствием возможности по их обновлению. Кроме того, в последнее время возрастает острота проблемы в обеспечении безопасности эксплуатации трубопроводов (нефтепроводов, газопроводов и продуктопроводов) в связи с расширением работ по добыче и транспортировке нефти и газа на территории России.

Не снижается угроза возникновения аварий на перевозках большого количества легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов различными видами транспорта (железнодорожным, автомобильным и водным). А это представляет серьезную угрозу для жизни и здоровья людей, проживающих в зонах транспортных магистралей.

Вспомним, что объекты, на которых могут возникать опасные ситуации, связанные со взрывами и пожарами, относятся к классу взрывопожароопасных объектов. Очевидно, что ущерб от последствий аварий на таких объектах зависит от количества взрывопожароопасных веществ, находящихся на них. В связи с этим в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (принят Государственной Думой 20 июня 1997 г.) все опасные производственные объекты были разделены на 2 категории и определены предельные нормы опасных веществ на объекте.
К первой категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получают, хранят и транспортируют следующие опасные вещества:

воспламеняющиеся вещества (газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся самовоспламеняющимися);
окисляющиеся вещества (вещества, поддерживающие горение);
горючие вещества (вещества, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и гореть после его удаления); взрывчатые вещества.
Ко второй категории опасных производственных объектов относятся объекты, использующие оборудование под высоким давлением (более 0,07 МПа) или с температурой воды более 115 °С. Такими взрыво-пожароопасными объектами могут быть не только промышленные, но также транспортные средства со взрывоопасными грузами.

Кроме того, законом определены предельные нормы опасных веществ, наличие которых на взрывопожароопасном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности (см. табл.). Декларирование осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах. В настоящее время для повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях практически во всех субъектах Российской Федерации созданы специальные комиссии (республиканские, областные, объектовые) по обеспечению безопасности работы объектов экономики, разработаны планы основных мероприятий.
Внимание!
В состав МЧС России включена Государственная противопожарная служба, мобильная и эффективно действующая, нацеленная на борьбу с чрезвычайными ситуациями и пожарами, а также ликвидацию их последствий.
Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов установлены единые номера 01 и 112, по которым можно вызвать и пожарных, и спасателей МЧС России.

В настоящее время планируется проведение ряда эффективных мер по повышению безопасности функционирования опасных производственных объектов.

В этих целях планируется:

перевод потенциально опасных объектов экономики на современные, более безопасные технологии и вывод их из населенных пунктов;
внедрение современных систем контроля и управления за опасными технологическими процессами;
совершенствование системы подготовки производственного персонала и населения в условиях чрезвычайных ситуаций и ряд других мероприятий.
Для обеспечения безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрывопожароопасных объектов, специалистами МЧС России разработаны практические рекомендации по поведению в чрезвычайных ситуациях, вызванных аварией.

Если вы проживаете вблизи взрывопожароопасного объекта, будьте внимательны. Сирены и прерывистые гудки предприятия (транспортных средств) означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, немедленно включите громкоговоритель, радиоприемник или телевизор. Прослушайте информационное сообщение о чрезвычайной ситуации и действуйте согласно указаниям территориального Управления ГОЧС.

Как действовать при внезапном обрушении здания

Услышав взрыв или обнаружив, что здание теряет свою устойчивость, постарайтесь как можно быстрее покинуть его, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости. Покидая помещение, спускайтесь по лестнице, а не в лифте, так как он в любой момент может выйти из строя. Оказавшись на улице, не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.
Если вы находитесь в здании, то немедленно отключите воду, электричество и газ. При отсутствии возможности покинуть здание займите самое безопасное место: проемы капитальных внутренних стен, углы, образованные этими стенами, под балками каркаса. Если возможно, спрячьтесь под стол — он защитит вас от падающих предметов и обломков.

Откройте дверь из квартиры, чтобы обеспечить себе выход в случае необходимости. Не поддавайтесь панике и сохраняйте спокойствие. Держитесь подальше от окон, электроприборов.

Если возник пожар, сразу же попытайтесь потушить его. Не выходите на балкон. Не пользуйтесь спичками, потому что может существовать опасность утечки газа и произойти взрыв.

Как действовать в завале

Дышите глубоко, не поддавайтесь панике и не падайте духом. Сосредоточьтесь на самом важном. В момент обрушения важно выбрать такое место и положение, чтобы не придавило какую-либо часть тела, особенно конечности, так как это приведет к потере кровообращения. Старайтесь выжить любой ценой, верьте, что помощь придет обязательно. При необходимости окажите себе первую медицинскую помощь.

Попытайтесь приспособиться к обстановке и осмотреться, поискать возможный выход. Постарайтесь определить, где вы находитесь, нет ли рядом других людей: прислушайтесь, подайте голос.

Внимание!
Человек способен выдержать жажду до трех суток, а голод значительно дольше, если не будет бесполезно расходовать энергию.

Поищите в карманах или поблизости предметы, которые могли бы помочь подать световые или звуковые сигналы (например, фонарик, зеркальце, а также металлические предметы, которыми можно постучать по трубе или стене и тем самым привлечь к себе внимание, например мобильный телефон, если он у вас есть). Если единственным путем выхода является узкий лаз, постарайтесь протиснуться через него. Для этого необходимо расслабить мышцы тела и двигаться, прижав локти к телу.

Вы, конечно, понимаете, что дать советы на все случаи жизни невозможно, а эти рекомендации2 составлены для взрослых людей. Однако изучить их следует для того, чтобы выбрать то полезное, что может вам пригодиться в критическую минуту жизни.

Крупнейшие неядерные взрывы в истории:

17 октября 1916 — взрыв парохода «Барон Дризен» в архангельском порту Бакарица в результате диверсии. Взорвалось около 1600 тонн взрывчатых веществ, погибло более 600 человек.

13 января 1917 года — взрывы пароходов «Семен Челюскин» и «Байропия» и портовых складов в архангельском порту Экономия. Погибло около 300 человек.

7 июня 1917 — Мессинская битва — взрыв 19 огромных мин, подведённых под немецкие позиции и суммарно содержавших более 455 тонн аммонийных взрывчатых веществ. По оценкам, погибло около 6000 человек.

6 декабря 1917 — Взрыв в канадском порту Галифакс французского парохода «Монблан» — 2300 т пикриновой кислоты (мелинит), 200 т тротила, 10 т пироксилина, 35 т бензола в бочках. Погибло около 2000 человек, примерно столько же пропало без вести.

21 сентября 1921 года произошёл взрыв на химическом заводе в Оппау, повлёкший массовые жертвы и значительные разрушения. Взрыв произошёл на заводе анилиновых красителей и удобрений, где также выпускались компоненты взрывчатых веществ и отравляющий газ фосген. В Оппау из 1000 строений 800 было разрушено, 7500 человек остались без крова. В результате взрыва были разрушены близлежащие деревни Франкенталь и Эдигхайм. Стоявшие на близлежащих станциях поезда были сброшены с путей, а в радиусе 70 км, включая города Людвигсхафен и Мангейм, были выбиты стекла во всех постройках, звук взрыва был слышен даже в расположенном в 300 км Мюнхене. После взрыва, оставившего воронку размером 90 на 125 м и глубиной 20 м, начался сильный пожар, который был потушен только через несколько дней. Жертвами катастрофы стали 561 человек, свыше полутора тысяч получили ранения и ожоги.

24 июля 1946 — Во время погрузки аммонала в Находке произошёл взрыв парохода «Дальстрой». Энерговыделение — 400 тонн в тротиловом эквиваленте. "В результате пожара и взрыва в бухте Находка уничтожен пароход «Дальстрой» и все находившиеся на нём грузы в количестве: взрывчатки — 917 тонн, сахара — 113 тонн, разных промтоваров — 125 тонн, зерна — 600 тонн, металла — 392 тонн, а всего на сумму 9 млн рублей; на сгоревших складах Дальстроя уничтожено различных промышленных и продовольственных грузов на сумму 15 млн руб. и взрывчатки на сумму 25 млн руб. Во время взрыва парохода «Дальстрой» убито и умерло от ран 105 человек, в том числе: военнослужащих — 22, гражданского населения — 34, заключённых — 49; ранено и находится в лечебных заведениях 196 человек, в том числе: военнослужащих — 55, гражданского населения — 78 и заключённых — 63."

16 апреля 1947 — Взрыв в Техас-Сити. Пожар на борту французского судна «Гранкан» (фр. Grandcamp) привёл к детонации около 2100 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры), что повлекло за собой цепную реакцию в виде пожаров и взрывов на близлежащих кораблях и нефтехранилищах. В результате трагедии погиб по меньшей мере 581 человек (включая всех, за исключением одного, сотрудников пожарной охраны Техас-Сити), более 5000 человек получили ранения, 1784 попали в больницы. Порт и значительная часть города были полностью разрушены, многие предприятия были сравнены с землей или сгорели. Более 1100 автомобилей были повреждены и 362 грузовых вагонов искорёжены — имущественный ущерб оценивается в 100 миллионов долларов.

19 декабря 1947 — взрыв в бухте Нагаева парохода «Генерал Ватутин», уничтоживший два парохода и большинство построек порта. Погибло 90 человек, причинён ущерб в сумме 116 млн рублей.

24 октября 1960 — катастрофа на космодроме Байконур («Катастрофа Неделина»). За 30 минут до запланированного пуска произошёл несанкционированный запуск двигателя второй ступени Р-16. Произошло разрушение баков первой ступени и взрывообразное возгорание компонентов ракетного топлива. В пожаре, по официальным данным, погибло 74 человека. Позже от ожогов и ран скончались ещё четыре человека (по другим данным погибло от 92 до 126 человек). Среди погибших был главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии М. И. Неделин.

3 июля 1969 — взрыв при втором запуске ракеты-носителя Н1 на космодроме Байконур, СССР. Авария из-за ненормальной работы двигателя № 8 блока А и выключения всех двигателей на 23-й секунде полета. Носитель упал на место старта. В результате крупнейшего в истории ракетостроения взрыва один стартовый стол был полностью разрушен, а второй — серьёзно повреждён.

6 декабря 1978 — взрыв двух вагонов со взрывчаткой (по 58 тонн) в Куровском. В результате на месте вагонов образовалась воронка диаметром 60 и глубиной 10 метров. На станции были крупные повреждения, что фактически парализовало движение поездов, так как пути засыпало различными обломками. Ударная волна вызвала разрушения не только на самой станции, но и в соседнем городе Куровское. В частности, в жилых домах на соседних улицах Вокзальная и Свердлова были выбиты окна, а в отдельных домах взрывом снесло даже межкомнатные перегородки. Прилегающий к путям лес был повален. Также рядом с местом взрыва стоял совершенно новый (был построен за пару месяцев до этого) пригородный электропоезд ЭР2-1169, который принял на себя основную силу взрыва, в результате чего из его 12 вагонов 10 было уничтожено. В результате происшествия погибло 2 человека — сторож и рабочий котельной. В результате проведённого расследования было установлено, что взрыв вагонов вызвал сторож, который страдал шизофренией, но сумел скрыть это от медкомиссий. Этот сторож по неопределённым причинам выстрелил в сторону вагонов, в результате чего пуля, пробив деревянную обшивку, попала в груз, чем вызвала его взрыв.

4 мая 1988 — техногенная катастрофа на заводе PEPCON. Пожар и последующие взрывы привели к гибели двух и ранениям 372 человек, при этом был нанесен ущерб приблизительно на 100 миллионов долларов. Большая часть долины Лас-Вегаса в радиусе 16 км (10 миль) от завода была подвергнута действию взрыва. Два самых мощных из произошедших взрывов создали сеймические волны силой 3,0 и 3,5 баллов по шкале Рихтера. По последующим оценкам суммарная энергия взрывов равнялась приблизительно 1,0 килотонне в тротиловом эквиваленте.

4 июня 1988 — взрыв поезда в Арзамасе. Сдетонировали 3 вагона, суммарно перевозившие 121 тонну гексогена, предназначенного для горных предприятий. Во время взрыва поезд следовал через железнодорожный переезд в городе Арзамас. Трагедия унесла жизни 91 человека, в том числе 17 детей. Ранения получили около 800 человек. Пострадало 1500 человек, 823 из них остались без крова. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, железнодорожный вокзал (был разрушен частично), станционные постройки, близлежащие жилые дома. Вышли из строя электроподстанции, высоковольтная линия, распределительные сети, система водоснабжения.

4 октября 1988 — взрыв на станции Свердловск-Сортировочный при столкновении двух составов, один из которых перевозил взрывчатые вещества (46,8 тонн тротила, 40 тонн гексогена). Вследствие короткого замыкания в 02:33 (по московскому времени) произошёл взрыв, усугублённый близостью крупного склада горюче-смазочных материалов. Воронка на месте взрыва достигла диаметра 40 м и глубины 8 м, ударная волна распространилась на 10—15 километров. ДК Железнодорожников в районе Сортировка, частично разрушенный после взрыва. Снесен в 2011 году. В результате взрыва погибло 4 человека и было ранено около 500 человек. Большое число семей, проживавших в прилегающих районах частной застройки, остались без крова.

4 июня 1989 — железнодорожная катастрофа под Уфой, СССР. В момент прохождения двух пассажирских поездов произошёл мощный взрыв неограниченного облака широких фракций лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходящем рядом с железной дорогой трубопроводе «Сибирь—Урал—Поволжье». 4 июня 1989 в 01:15 по местному времени (3 июня в 23:15 по московскому времени) в момент встречи двух пассажирских поездов прогремел мощный объёмный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар. В поездах № 211 «Новосибирск — Адлер» (20 вагонов, локомотив ВЛ10-901) и № 212 «Адлер — Новосибирск» (18 вагонов, локомотив ЧС2-689) находилось 1284 пассажира (в том числе 383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Оставшиеся 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. По официальным данным 575 человек погибло (по другим данным — 645), включая девять хоккеистов команды «Трактор-73»; 623 стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших — 181.

13 мая 2000 — en:Enschede fireworks disaster. Взрыв на заводе фейерверков 13 мая 2000 года в 13.00 по Гринвичу, в голландском городе Энсхеде. Пожар привел к гигантскому взрыву, который убил 22 человека, включая четырех пожарных, раненых 947. 400 домов были разрушены и 1500 зданий повреждены. Первый взрыв имел силу в порядке 800 кг ТНТ эквивалента, в то время как сила последнего взрыва была 4000-5000 кг тротила. Взрывная волна ощущалась за 30 километров (19 миль) от места происшествия.

21 сентября 2001 — взрыв на заводе AZF. В 10 часов 17 минут 56 секунд 21 сентября 2001 года взорвался ангар 221 химического завода AZF на юге Тулузы. Детонация 300 тонн нитрата аммония привела к образованию на месте ангара кратера глубиной около 5 метров и диаметром до 50 метров. Повреждения получили сооружения на территории AZF и соседних предприятий (завод располагался в промышленном районе). Также были повреждены многие жилые здания (30000 квартир) и объекты социальной инфраструктуры. Материальный ущерб был оценён в 1,5 миллиарда евро. По разным данным, погибли от 29 до 31 человека, из них 21—22 на заводе AZF. Две с половиной тысячи человек получили серьёзные повреждения, ещё около восьми тысяч — лёгкие. В течение следующих 11 лет предприятие выплатило 16 тысячам пострадавших 2 миллиарда евро.

22 апреля 2004 — en:Ryongchon disaster. Катастрофа произошла, когда огнеопасный груз взорвался на станции Йончхон. Эта новость была опубликована южнокорейскими СМИ, в которой сообщалось, что до 3000 человек были убиты или получили ранения в результате взрыва и последующего пожара.

3 ноября 2004 — en:Seest fireworks disaster. Взорвалась фабрика фейерверков в Seest, пригород Колдинг, Дания. Один пожарный погиб, семь из спасательной команды, а также 17 местных жителей получили ранения. Помимо этого 34 спасателя, 8 сотрудников милиции и 27 сотрудников датского Агентства по управлению в чрезвычайных ситуациях пострадали от вдыхания дыма. Эвакуация 2000 человек из ближайших окрестностей спасла много жизней. Восемь пожарных и аварийно-спасательных автомобилей также были уничтожены. В общем 2 107 зданий были повреждены в результате взрыва, при этом стоимость ущерба оценивается в 100 млн. евро.

12 августа 2015 — взрывы на складе химических веществ в городе Тяньцзинь, Китай. Два взрыва имели эквивалент 3 и 21 тоннy тротила. Около 23:30 с интервалом в 30 секунд произошло два мощных взрыва. Местная сейсмологическая служба оценила мощность первого взрыва в 3 тонны тротилового эквивалента, второго — в 21 тонну. Были зафиксированы толчки магнитудой 2,3 и 2,9 по шкале Рихтера. Сразу после взрывов для ликвидации масштабного пожара было отправлено 100 пожарных автомобилей. По состоянию на 13 сентября, общее число жертв взрывов составило 173 человека. Среди погибших 92 пожарных. Более 224 человек всё ещё находятся в больнице, пятеро из них в критическом состоянии. Взрывной волной было повреждено здание национального суперкомпьютерного центра. Хотя суперкомпьютер Тяньхэ-1А не пострадал, было принято решение отключить его. 15 августа в окружающем воздухе был обнаружен цианид натрия и начата эвакуация местных жителей. В результате взрыва уничтожено более тысячи автомобилей.

Как пароход погубил город

Капитан продолжал: "В четырех трюмах у нас находятся бочки с жидкой и сухой пикриновой кислотой. Вы знаете, что такое ТНТ? Так вот, разрушительная сила этой штуки гораздо выше, чем ТНТ". Фрэнсис Маккей, шотландец по происхождению, проработавший лоцманом 24 года и не имевший ни одной аварии, слушал капитана с большим вниманием. Время от времени ему становилось жутко. Ни разу он еще не проводил суда с таким адским грузом. -- Твиндеки третьего и четвертого трюмов забиты бочками и железными ящиками тринитротолуола, рядом уложены ящики с пороховым хлопком... Мы уже готовы были выйти в море, когда из Франции в Нью-Йорк пришла телеграмма. В ней говорилось о дополнительной партии груза, которую, во что бы то ни стало, должен принять "Монблан". Ле Медэк показал руками в сторону носа и кормы. -- Вы заметили у меня на палубах четыре ряда железных бочек -- это бензол -- новый супергазолин для броневиков и танков. Впрочем, вот коносамент. Слегка дрожащей рукой лоцман взял несколько листов с машинописным текстом: "2300 тонн пикриновой кислоты, 200 тонн тринитротолуола, 35 тонн бензола, 10 тони порохового хлопка"

Когда суда столкнулись, форштевень "Имо", разворотив борт, вошел на 3 м в глубь трюма. От удара несколько бочек, закрепленных на носовой палубе в четыре яруса, оказались вскрытыми. Их содержимое потекло на палубу и оттуда, сквозь зиявшую пробоину, на твиндек, где была уложена пикриновая кислота. Машина "Имо" уже почти минуту работала на задний ход, и нос норвежца со скрежетом и снопом искр от трения металла выдернулся из пробоины. Разлившийся бензол вспыхнул -- бак "Монблана" охватило пламя.

Большинство специалистов-пиротехников сходится во мнении, что до появления атомной бомбы взрыв, который произошел 6 декабря 1917 г. в Галифаксе, является самым сильным взрывом, который когда-либо знало человечество. Он обернулся для Галифакса подлинной катастрофой.

Чтобы читатель имел возможность нагляднее представить себе масштаб этого взрыва, приведем выдержку из записи в вахтенном журнале, которую сделал утром того дня капитан английского лайнера "Акадиан" Кампбелл, когда его судно находились в океане в 15 милях от входа в Галифакскую бухту.

"Сегодня утром, 6 декабря 1917 года, в 9 часов 06 минут, на горизонте в стороне залива я увидел зарево, которое казалось ярче солнца. Через несколько секунд над Галифаксом взметнулся гигантский столб дыма, увенчанный яркими языками пламени. Эти языки сразу же исчезли в серо-черных клубах дыма и через несколько мгновений снова появились в небе в виде многочисленных вспышек. Над городом медленно вздымался черный гриб дыма. Потом до нас донесся звук двух, последовавших один за другим, глухих раскатов взрыва. По определению секстаном высота этого черного гриба составила более 2 миль. Он висел над городом неподвижно в течение 15 минута.

Смертельный груз "Монблана", размещенный впереди и позади средней надстройки и машинного отделения, детонировал почти мгновенно: сначала взорвались первый и второй трюмы, затем -- третий и четвертый. Пароход разлетелся на сотни тысяч кусков.

Взрывная волна была направлена по всей картушке компаса. О силе этой волны можно судить хотя бы по следующим фактам. Стальной кусок шпангоута "Монблана" весом около 100 кг нашли в лесу в 12 милях от города. Веретено станового якоря, которое весило около полутонны, перелетело через пролив Норт-Арм и упало в лесу в 2 милях от места взрыва. Четырехдюймовую пушку, которая стояла на баке "Монблана", нашли с расплавленным наполовину стволом на дне озера Албро, расположенного в 1 миле за Дартмутом.

Все каменные здания, не говоря уже о деревянных домах, стоявших по обоим берегам пролива Тз-Нарроус, в Дартмуте и Ричмонде, почти полностью оказались снесенными с лица земли. На всех домах, которые находились на расстоянии 500 м, были сорваны крыши. Телеграфные столбы переломились, словно спички, сотни деревьев вывернуло с корнем, мосты обрушились, рухнули водонапорные башни, заводские кирпичные трубы.

Особенно пострадала северная часть Галифакса -- Ричмонд -- район города, расположенный на склоне холма. Там рухнуло здание протестантского приюта сирот, похоронив заживо под своими каменными обломками его и без того несчастных обитателей. Было разрушено три школы: из 500 учеников живых осталось только 11. Больше всего жертв отмечалось в местах скопления людей -- на заводах, фабриках и в конторах.

Например, почти никто не уцелел на текстильной фабрике, а в цехе литейного завода, что стоял недалеко от пирса No 6, из 75 человек спаслось, получив тяжелые ранения, всего 6. Погибло несколько сот рабочих, собравшихся на крыше сахарного завода "Акадиа", чтобы посмотреть пожар "Монблана".

Огромное число жертв в Галифаксе объяснялось тем, что когда загорелся пароход, люди хотели посмотреть на это зрелище -- они стали собираться на набережных, на крышах, холмах. Те, кто был в это время дома, смотрели на пролив в окна. Горевший пароход привлек массу людей.

Кроме крупных зданий -- заводов, фабрик, церквей, складов, взрыв полностью разрушил 1600 и сильно повредил 1200 жилых домов. Едва ли можно было найти тогда в городе целое оконное стекло. От действия взрывной волны вылетели окна даже в городе Труро, расположенном в 30 милях от Галифакса.

В течение нескольких минут после взрыва оба берега пролива Тэ-Нарроус были окутаны черным дымом и пылью. На город падали не только куски разорвавшегося парохода, но и огромные обломки скал со дна пролива, камни и кирпичи домов. Из стоявших в гавани судов погибла дюжина крупных транспортов, а десятки пароходов и военных кораблей получили очень сильные повреждения. Ошвартованный у пирса No 8 большой новый пароход "Курака" оказался полузатопленным и выброшенным на другой берег пролива. Из 45 членов его экипажа в живых осталось только 8. Стоявший под его прикрытием по отношению к "Монблану" транспорт "Каление остался без спардека, трубы и мачт. На крейсере "Хайфлайер" взрывной волной разворотило бронированный борт, снесло рубки, трубы, мачты и все баркасы. Более 20 человек из команды крейсера были убиты и более 100 человек ранены. Крейсер "Найоб" водоизмещением 11'000 т выбросило на берег словно щепку. Стоявший в сухом доке норвежский пароход "Ховланд" был почти полностью разрушен.

Когда взрывная волна утратила свою силу, в проливе Тэ-Нарроус образовалась придонная волна высотой около 5 м. Она Сорвала с якорей и бочек десятки судов. Ею был подхвачен и "Имо". С частично снесенным спардеком, без трубы и с погнутыми мачтами, он был выброшен на берег. На нем погибли капитан Фром, лоцман Хэйс и 5 матросов. Берега Ричмонда и Дартмута на протяжении мили были сплошь усеяны и завалены буксирами, баржами, шхунами, катерами и лодками.

По воде плавала масса обломков и трупов -- людей и лошадей.

На загроможденные обломками улицы города упала искрящаяся паутина проводов. Из-за развалившихся угольных печей и плит повсюду начались пожары. Произошла удивительная вещь -- в округе в радиусе 60 миль в церквах от взрывной волны зазвонили колокола. Их звон был как бы панихидой по погибшему городу.

Жители вначале не знали, что произошло. По городу прошел слух, что взрыв был результатом действий немецких диверсантов, высадившихся у Галифакса с подводных лодок. Поговаривали о налете вражеских дирижаблей.

По официальным данным канадской и американской печати, в городе было убито 1963 человека, более 2 тысяч пропало без вести, раненых около 9 тысяч человек, 500 лишилось зрения от разлетевшихся в окнах стекол, 25 тысяч осталось без крова. Фактически число жертв было значительно больше. Одна канадская газета того времени сообщает: "Только фирма галифакского гробовщика Мак-Гилливрея изготовила 3200 могильных надгробных надписей за три дня". С рассветом 7 декабря над Галифаксом ударили морозы и начался снежный буран, а через сутки со стороны Атлантики на город налетел шторм, один из самых сильных за последние 20 лет.

 

Правила поведения при взрыве

Если вдруг произошел взрыв:

- Спокойно оцените обстановку;

- В случае необходимой эвакуации возьмите документы и предметы первой необходимости;

- Продвигайтесь осторожно, не трогайте поврежденные конструкции и оголившиеся провода;

- В разрушенном или поврежденном помещении нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалками и т.п.) из-за опасности взрыва скопившихся газов;

- При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (полотенцем);

- Действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц.

Если вас завалило обломками стен:

- Постарайтесь не падать духом;

- Дышите глубоко и ровно;

- Приготовьтесь терпеть голод и жажду;

- Голосом и стуком привлекайте внимание людей;

- Находясь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т.п.) для обнаружения вас металлолокатором;

- При относительно свободном пространстве вокруг вас, не зажигайте спички, свечи, берегите кислород;

- Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала;

- Ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи;

- При возможности, с помощью подручных предметов (доски, кирпича и т.д.)укрепите потолок от обрушения и дожидайтесь помощи;

- При сильной жажде положите в рот небольшой гладкий камешек или обрывок носового платка и сосите его, дыша носом.